Главная // Старые фотографии // Фотография Беларуси XIX - XX века




  Фотография Беларуси XIX - XX века.

История белорусской творческой фотографии связана, по всей видимости, с именем А. Прушинского, известного портретиста и автора краеведческих фотографий. В 1863 г. в Минске вышел сдвоенный номер художественного-литературного журнала "Фотографическая иллюстрация", где в краеведческой статье приводились сведения об А. Прушинском и наиболее ранний из известных снимков Минска. В конце XIX и начале XX века работают и достигают высокого уровня авторы из нескольких городов Беларуси. Они, в частности, известны по успешному участию в выставках, организованных в России Петербургским фотографическим обществом, фотографическими отделениями Российского Технического Общества и др. Творческая фотография того периода известна недостаточно и еще ждет своих исследователей. Портретная и этнографическая фотография на рубеже веков и в двадцатые годы XX века из Беларуси, как можно судить по некоторым публикациям, достойна того, чтобы включить ее как существенный компонент в историю мировой творческой фотографии.

Наиболее известным автором того периода является Ян Булгак (1876-1950), работавший в Вильно и Минске. Этнограф, фольклорист, мастер краеведческой фотографии и пейзажа, Ян Булгак известен и по многочисленным публикациям своих работ в 20-ые и 30-ые годы и по деятельной организаторской работе. Поскольку Западная Беларусь и Виленский край (теперь Литва) входили в состав Польши, Булгака часто рассматривают как польского автора или как одного из основателей фотографии в Литве. Ян Булгак был основателем Союза польских художников-фотографов, Польского фотографического общества и возглавлял их в 1919-1939 г. Наиболее значимыми работами из этнографической серии являются "Белорус из-под Клецка", "Бабушка-белоруска из усадьбы Пересека под Минском", "Бедняки-белорусы под Минском", "Белорусская девушка из-под Клецка в народном костюме из домотканого сукна". Люди, которые знали Булгака, больше вспоминают, однако, о его работе в портретном ателье и особенно о его успехах в съемке пейзажной фотографии.

Ян Булгак. Вильно. Кафедральный собор. Ян Булгак. Вильно.

Другим известным автором предвоенной поры из Беларуси стал Моисей Напельбаум, открывший в 1895 г. фотоателье в Минске и сформировавшийся здесь как художник. После поездок и знакомства с фотографией в Америке и России Напельбаум много работал как портретист в Петербурге и Москве, где он открыл портретные ателье. Напельбаум известен как автор психологического портрета, при этом он работал с единственным источником искусственного освещения. Он использовал также подрисовку фона прямо на негативе, добавляя необходимые световые пятна. Наиболее известные его работы - портреты Ленина и других деятелей революции, известнейшие портреты поэтов: А. Блока, А. Ахматовой, писателей Максима Горького, А. Толстого и Б. Пастернака, режиссера В. Мейерхольда и др.

Доминантой советского периода в белорусской фотографии стол фоторепортаж, особенно во время войны сороковых годов и послевоенный. Вместе с тем в Беларуси в разных городах любопытно работали профессиональные фотографы. Этот материал накоплен в региональных исторических архивах и частично был представлен на небольшой выставке, посвященной истории фотографии в Беларуси (1989 г.) Эти материалы также ждут своего исследователя и могут многое изменить в наших представлениях об истории творческой фотографии в Беларуси.

В пятидесятые годы в СССР вновь становится заметной фотолюбительская деятельность и в шестидесятые в некоторых городах возникают фотоклубы. При отсутствии в СССР учебных и других необходимых структур творческой фотографии любительские клубы становятся местом учебы, дискуссий, выставочными центрами. Вершиной возможностей любительского движения стали "Общество фотоискусства" Литвы и некоторых других республик. Это стало возможно благодаря стечению обстоятельств, организованности, некоторым финансовым возможностям и желанию достаточного числа людей.

Ёзеф Чехович. Троки. Общий вид замка. 1870-ые гг.

В Минске фотоклуб был основан одним из первых в СССР (в 1960 г.) и примерно на десятилетие он становится основной движущей силой в творческой фотографии в республике. Важное значение приобрели регулярные телепередачи о фотографии. Активность нескольких энтузиастов и интересно работающих фотолюбителей и фотожурналистов привели к возникновению идеи регулярной выставки в Минске.

С выставки "Фотографика-71" в 1971 г. начинается история наиболее известного и крупного биеналле художественной фотографии в СССР. Выставки в Минске собирают авторов из разных республик СССР; в разное время в этих выставках принимали участие наиболее известные в семидесятые годы фотохудожники из Прибалтики, Украины и России. Благодаря деятельности фотоклуба "Минск" и на волне общего энтузиазма практически во всех областных городах республики создаются и активно действуют фотоклубы. В ряде случаев они выступают инициаторами различных выставок со всесоюзным статусом. Некоторые авторы и творческие группы из Беларуси получают известность как активные участники соревновательных выставок FIAP. Особенных успехов в этом отношении в самом начале восьмидесятых добивается творческая группа "Камера" из Гомеля.

Ян Германович. Замок в Троках. Ок. 1900г

В начале восьмидесятых выставки фотографики в Минске выдыхаются, а само фотолюбительское движение идет на убыль. К середине восьмидесятых упадок выставочной деятельности заметен повсеместно во всей республике и более заметными становятся выставки и различные фотографические акции в Прибалтике, Москве, в других республиках.

С начала восьмидесятых притока новых авторов в фотоклубах республики практически нет, зато проявляется тенденция учебно-организаторской деятельности. Почти одновременно в Минске возникают небольшие учебные объединения-студии, в том числе и при фотоклубе Минск. Учебные студии при фотоклубе "Минск" строились на основе определенного отбора, при этом во время набора студентов в "Студию-1" доминирующим был принцип конкурса между людьми, уже втянувшимися в фотографию и показавшими определенные результаты, а "Студия-2" и "Студия-3" включила людей, выбранных по признаку человеческой неординарности и склонности к визуальному творчеству. Таким образом была сделана попытка творческого отбора, которая себя оправдала. Уже выпускники "Студии-2" показали коллекции фотографий, количественно и качественно заметно отличные от того, что обычно порождалось в результате фотолюбительской практики. Кроме того, у выпускников проявилась тенденция организации собственных студий и творческих групп со схожим генезисом. С авторами, которые появились в результате работы учебных студий и постстудийной творческой и организационной работы, связывается появление "минской школы творческой фотографии", (такое название было использовано критиком из Финляндии Ханну Ээрикяйненом (Hannu Eerikainen) после знакомства с коллекциями фотографий из Минска в конце восьмидесятых).

Эдмунд и Болеслава Здановские. Вильно.


Несколько заметных выставок в Минске, показы работ в городах Беларуси, Прибалтики, России, Украины и Грузии, участие коллекциями работ в основных проектах, организованных в начале девяностых за рубежом выделили творческие группы ("Провинция", "Панорама", "Белорусский климат", "Мета") и отдельных авторов в пределах этих объединений. С начала девяностые проявляется тенденция обособленных показов работ только некоторых авторов. В ряде случаев это способствовало развитию творчества отдельных авторов, но в целом уменьшило сплоченность групп и активную коллективную выставочную деятельность.

Эдмунд и Болеслава Здановские.

Наибольший успех минским фотографам принес американский проект PhotoManifesto: Contemporary Photography in the USSR (1991) - самый большой из осуществленных зарубежных проектов показа фотографии из СССР. После крупной выставки в Балтиморе в 1991 г. большая часть коллекции из Минска была показана на крупнейшем фестивале в США в Хьюстоне в 1992 г. и вошла в состав постоянных коллекций этого фестиваля. В книге "Photo Manifesto: Contemporary Photography In The USSR", изданной галереей Walker, Ursitti & McGinnis (изд-во Stewart, Tabori & Chang, New York, 1991), доминантой стали фотографии из Минска.

Определенным продолжением этого проекта стала выставка и семинар "Monuments and Memory: Reflections on the Former Soviet Union", организованные в 1994 г. Галереей современного искусства в Sacred Heart University (Фэйрфилд, шт. Коннектикут) и галереей Akus в Eastern Connecticut State University (Уиллимантик, шт. Коннектикут), на которые были приглашены Сергей Кожемякин и Игорь Савченко из Минска, а в самой выставке принимали участие работы и других авторов из Минска - Галины Москалевой и Владимира Парфенка.

Работы авторов из Минска находятся в разных коллекциях за рубежом. Самая большая коллекция - несколько десятков работ - накоплена в Музее фотографии в Оденсе (Дания) и фотографическом департаменте Королевской библиотеки (Копенгаген).

Неизвестный фотограф. Минск.

После заметного показа минских коллекций в Москве в составе выставки "Новая волна" в фотографии России и Беларуси" в московском Киноцентре в 1991 году, фотографы из Минска приняли участие в 1 международном фестивале фотографии в Москве в 1993 г. (организованном Союзом фотохудожников России) и в престижном проекте 1994 г. "Искусство современной фотографии: Россия, Украина, Беларусь" в Центральном Доме художника, Москва, 1994.

Федор Ястремский. Без названия

Вообще выставочная деятельность в Беларуси осложнена и финансовыми проблемами и, главное, кризисом общественных структур, бывших ранее базой творческой фотографии и практически полным отсутствием государственной поддержки. Творческие союзы фотографов, возникшие в разных республиках на излете энтузиазма лидеров фотографического движения, уже не смогли выполнить свои задачи. В Беларуси, например. Министерство культуры и отдел культуры Совета министров не поддержали ни одну из программ, которые реально могли повлиять на состояние и развитие фотографической культуры. Не удалось и лоббирование. В собственность общественных организаций не передаются помещения, нет поддержки программ, способных в дальнейшем обеспечить финансовую и творческую независимость неправительственных организаций. Что касается фотографических агентств, галерей и др. самостоятельных структур, то процесс их создания еще по существу и не начинался. Практически нет и специальных изданий, посвященных искусству фотографии. Исключением является последовательная работа Владимира Парфенка в отделе фотографии журнала "Мастацтва", который издается в Минске. Благодаря публикациям этого журнала белорусские читатели получают информацию и о авторах из Беларуси и о событиях и авторах в мировой фотографии.

Ян Булгак. Замковый канал в Несвиже.

Практически прекратились и активные ранее культурные связи между фотографами разных республик. Они редуцировались до случайных личных контактов и некоторых связей на уровне инерции с традиционными фотографическими структурами погранично близкой России и Литвы. По существу, маргинальное положение творческой фотографии не изменилось, по внешним признакам стало даже хуже, чем было ранее. Исчезли существенные мотивы, привлекавшие к фотографии творческих людей. В советском обществе "равных возможностей", дифференцированном на несколько легко определяемых страт, обществе религиозном по устройству, обществе экзальтированной веры, художественное творчество, закрытые секты творцов интуитивно ощущались как элитарный, соотносимый с высоким уровнем компонент общества. Входить, соотносится, знать об искусстве было достаточно престижно.

Сейчас культурные явления давно уже потеряли возможность быть событием. Авторы и группы, работающие в фотографии, находятся в типичном положении других групп неофициального искусства: их знает некоторая, очень небольшая часть общества, статус в информированной части социума задан главным образом информацией о зарубежных показах, профессионально заниматься этим искусством фотографии невозможно, так как это не приносит необходимых средств. Рынок как творческой, так и рекламной коммерческой фотографии, во всяком случае в Беларуси, развит очень слабо.

В условиях, когда происходит глобальная смена культуры, другие ориентиры, другие проблемы и ценности выходят на первый план. А. Дударев, известный драматург, сказал недавно, сравнивая типичную реакцию людей на пожар в доме: "Раньше из пожара выносили в первую очередь детей, стариков и иконы, а теперь дети кричат в дыму, культура гибнет, а общество деловито спасает вещи и тряпки".

Михал Зубей. Без названия.

Вместе с тем нельзя сказать, что художественный процесс прекратился. Он стал другим, часто совершается другими людьми и в совершенно других условиях.

Применительно к искусству фотографии можно опасаться, что много специфичного и ценного, что было в уходящей фотографической культуре на этом пространстве, может безвозвратно уйти, уступая место искусству отбора, чисто механическому творчеству, интерпретации факта, искусству смешанных техник. Мистическое начало, духовность, трехмерность фотографического времени в сочетании с духом художника, ценности, специфические идеи и подходы чистой фотографии если и будут представлены, то в творчестве авторов, которые развивают традиции сложившейся школы.

Авторы, ориентированные ранее на коллективные выступления и общую выставочную политику, сейчас работают обособленно. По моему представлению, это одно из ряда свидетельств окончания советского периода фотографии в этой стране, достигшего наибольшей высоты в любительском творчестве в семидесятые и начале восьмидесятых и в "новой волне", фотографии времен перестройки и начала девяностых.


На начало страницы

Как сэкономить на ремонте автоэлектрики в Зеленограде? remont-auto.com выполняет недорогой ремонт.